Подшипники



        Классификации_подшипников
        Расшифровка_цифр_и_букв_в_индексе_подшипников
        688_или_608

      Классификации подшипников

По типоразмеру:

-стандартные 608
-микроподшипники 688
-минимизированные 698 (также известные как dwarf-size)
-627 - наследие двухполосных (2+2) роликов, а также старой школы скоростного катания по крытым трекам (вряд ли вы когда-нибудь с такими столкнетесь)
-отдельно идет внеразмерный Bont Samurai, которые влезает в диск колеса под 608 подшипники

Колеса Explore Elite Racing с разными типами подшипников:

688 "sprint" 698 "race"

608 "marathon"

Обратите внимание, что у приведенных колес меняется только размер диска, а количество резины остается таким же. Дело в том, что изначально были рассчитаны параметры колеса от роликовых коньков только для 608 подшипника, а потом слегка изменяя параметры колеса были "подогнаны" и другие подшипники. Редкое исключение из правил: Bont Cragar изначально рассчитанные только под 688 подшипники.

Самые маленькие и быстрые - 688, потом 698 и 608.

По системам ABEC/ISO/DIN:

ABEC = Annual Bearing Engineering Committee
ISO = International Standards Organization
DIN = German National Standards Organization

ABEC 1 = ISO normal = DIN P0
ABEC 3 = ISO class 6 = DIN P6
ABEC 5 = ISO class 5 = DIN P5
ABEC 7 = ISO class 4 = DIN P4
ABEC 9 = ISO class 2 = DIN P2

Существует множество других систем и организаций для стандартизации точности производства подшипников:

-American Bearing Manufacturers Association (ABMA)
(ранее известная как Anti-Friction Bearing Manufacturers Association)
-American National Standards Institute (ANSI)
-Japanese Industrial Standards Committee (JISC)
-Japanese Standards Association (JSA)

Как правило, рейтинг по этим системам определяет точность изготовления подшипника, а точнее предельно допустимую ошибку размера компонентов, начиная от шариков и заканчивая щитком, при производстве от некоторой заданной величины. В итоге это определяет сопротивление за счет трения при работе подшипника. Считается, что чем больше рейтинг, тем лучше подшипник, и дороже тоже. Максимально развиваемую скорость определяет отнюдь не рейтинг по этим системам, но в большей степени - тип смазки, а также материалы, число и размер шариков (больше маленьких - лучше), тип щитка, сопротивление материалов и много другого. Другое дело, что если подшипники имеют все-все одинаковое, кроме точности изготовления, то с высоким рейтингом будет точно хорошо ускоряться и дольше крутиться, но все равно в итоге слишком многое зависит от производителя.

Пример от inlineracing.ru: SKF SPEEDskater (608) ABEC/ISO5 на жидкой смазке от производителя держался на уровне BSB Swiss micro (688) на твердой мазке, но после замены смазки на последних на очень серьезную жидкую SKF сильно отстали.

После условной скорости 25 км/ч существенное различие для подшипников типа ABEC/ISO 5, ABEC/ISO 7 и ABEC/ISO 9 на стандартной твердой смазке отсутствует. Даже на большей скорости число оборотов в минуту не достигает тех величин, при которых будет ощущаться существенное различие в точности изготовления. Проверено inlineracing.ru. Обратите внимание, что система изначально разрабатывалась под единственные распространенные для катания на роликовых коньках подшипники - 608. Для максимальных скоростей, ускорений, меньшего сопротивления вам понадобятся лучшие подшипники вне системы ABEC/ISO.

Вне системы ABEC/ISO:

Компания BSB для своих лучших подшипников использует категории выше ABEC/ISO, особенно это имеет значение для 688 подшипников:

-titanium (обратите внимание, что титана там обычно нет)
-swiss (имеется в виду швейцарская точность) (это лучшие некерамические подшипники на рынке)
-ceramic (шарики в подшипнике керамические (силикатные)) (лучшее, что производится, но очень дорогие)

Немного комментариев: максимальную скорость можно развить на 688 подшипниках, при этом, поскольку они очень маленькие по сравнению с обычными 608, их точность изготовления в ABEC означает очень низкое качество (микро подшипников ниже рейтинга 5 основные производители не делают), поэтому inlineracing.ru настоятельно рекомендует использовать 688 подшипники вне системы ABEC/ISO или остаться с обычными хорошими 608. В случае использования 100 мм колес, которые не делают с диском под 608 (можно поставить переходники 608 - 688 или поставить уникальные Bont Samurai) также рекомендуется использовать подшипники вне системы ABEC/ISO, очень часто они называются titanium, а самое лучшее, опять же - ceramic.
Критерий ceramic очень распространен для самых лучших подшипников с керамическими шариками, критерий titanium у некоторых производителей может означать добавку титана, о чем должно быть ясно написано. Возможны и измененные критерии - все зависит от производителя - super titanium, titanium+, swiss ceramic и так далее. Пример: Bones Swiss Ceramic.

По числу шариков:

-7 или 8 шариковые - самые обычные 608
-11 шариковые - хорошие 688 (равномернее распределен вес - меньше сопротивления при работе подшипника)
-14 шариковые - Bont Samurai (лучший выбор для 100 мм колес, подходят к колесам под 608 подшипники)

По возможности обслуживания:

-обслуживаемые
-необслуживаемые (в принципе, можно разобрать и необслуживаемые и проделать с ними необходимые процедуры, но такие подшипники обычно самого низкого качества)

По типу щитка:

-с неснимаемым металлическим щитком (либо на необслуживаемых подшипниках, либо дополнение к подшипникам с "резиновым" щитком)
-с неснимаемым пластиковым щитком (альтернатива с экономией веса неснимаемому металлическому щитку для подшипников с "резиновым" щитком)
-с неснимаемыми неопреновыми (каучук) или тефлоновыми щитками (только для необслуживаемых подшипников)
-со снимаемым металлическим щитком (крепится с помощью С-кольца, может быть с одной или с обеих сторон подшипника, в индексе на подшипнике обозначается различными буквами в зависимости от производителя)
-со съемным "резиновым" (называется также pop-up cap) щитком (обычно со стороны подшипника, контактирующей с втулкой, щиток сделан из синтетики, а (другая сторона контактирует с рамой или специальными "плечиками" на раме высокого качества), это обычно самые лучшие подшипники и их очень легко обслуживать, а также они меньше весят, также бывают редкие случаи, когда с обеих сторон съемные резиновые щитки).

Таким образом, подшипники по типу щитка также можно разделить на "односторонние" и "двусторонние": у первых оба щитка с двух сторон одинаковые, у вторых – разные.

Снимаемый металлический щиток и С-кольцо:

Подшипник SKF SPEEDskater 608 (на жидкой смазке) со съемным "резиновым" щитком в собранном и разобранном виде, а также втулки от Mogema:

Микроподшипники Rollerblade Speed 688 (смазку заменили на жидкую) со съемными металлическими щитками с обеих сторон, а также втулки:

Материал:

Как правило, почти все подшипники представляют собой сплав на основе железа с добавками (или просто "нержавейку"), также некотороые экземпляры могут быть с добавлением полимеров, что в итоге привело к керамическим подшипникам (пока только шарики керамические).

Немного о материале внутренних частей и влиянии на поведение подшипников: полностью металлические дают наименьшее трение в некерамических подшипниках, а металлические вместе с добавлением полимеров дают чуть большее трение, но могут выдерживать большие нагрузки, особенно в разных направлениях и предоставляют лучшую защиту от пыли, грязи и влаги.
 

Расшифровка цифр и букв в индексе подшипников

Цифры:

Самые обычные подшипники – 608. Это означает, что они из 600 серии, 8 означает, что диаметр отверстия (внутренний диаметр) – 8 мм (у типа 627 эта величина – 7 мм). Другие параметры: разница внешнего и внутреннего диаметра: 6 мм, толщина подшипника – 6 мм. Общий диаметр: 22 мм.

Разберем для примера и 688 подшипники: по-видимому, 680 серия, с диаметром отверстия 8 мм. Другие параметры: разница внешнего и внутреннего диаметра – 4 мм, толщина подшипника – 4 мм . Общий диаметр: 16 мм.

Буквы:

На подшипнике с обеих или с одной, наружной (для подшипников с "резиновым" щитком), написано: название, аббревиатура или символ производителя, например SKF, типоразмер подшипника, например 608 (иногда на серьезных не указывается, ими пользуются те, кто и так поймет), типы щитков и возможность обслуживания. Последнее самое сложное: S, SS, Z, ZZ, 2Z, 2S – могут означать в зависимости от производителя разные вещи: обслуживаемый или необслуживаемый. RS все же, как правило, означает снимаемые металлические или даже "резиновые" щитки, а только буква Z или S в большинстве означает, что одна сторона наглухо закрыта – то есть подшипник открывается только с одной стороны, как правило, внутренней, но вот какой именно тип щитка зависит всецело от производителя. Чтобы хотя бы немного внести ясность приведем самые-самые частые расшифровки букв (но не обязательно это всегда так): RS - "резиновый" снимаемый, где R и означает, что он "резиновый", S - снимаемый металлический (SS - с двух сторон), Z - неснимаемый металлический (ZZ - с двух сторон). Таким образом можно сказать, что S это слово seal, R - rubberized.

Таблица индексов щитков для разных производителей (по данным производителей):

Для подшипников с диаметром отверстия 8 мм (608) :
(сверху производитель, а снизу – индекс)

Металлические щитки с обеих сторон:

NTN Fafnir MRC ND SKF
608-ZZ 38KDD 38FF 77038 R8-2Z

Неметаллические щитки с обеих сторон:

NTN Fafnir MRC ND SKF
608-LL 38PP 38ZZ 99038 R8-2RS

Для подшипников с диаметром отверстия 7 мм (627):
(сверху производитель, а снизу – индекс)

Металлические щитки с обеих сторон:

NTN Fafnir MRC ND SKF HCH YW
627-ZZ 37KDD 37FF 77037 R7-2Z 627Z 60027

Неметаллические щитки с обеих сторон:

NTN Fafnir MRC ND SKF
627-LL 37PP 37ZZ 99037 R7-2RS
Другие примеры: BSB использует для обозначения съемных металлических щитков с обеих сторон буквой Z, а SKF той же буквой обозначает с одной стороны подшипника наглухо закрытый, а с другой стороны - "резиновый" съемный щиток.

Приведенные данные служат одной цели: показать, что индексация общая только для ограниченного числа характеристик, пожалуй, лишь с типоразмером всегда все ясно. Остальное решает производитель.
 

688 или 608

Основные различия:

Типоразмер и вес:

-688, грубо говоря, в полтора раза меньше 608, что заметно снижает их вес, обычно приводят цифру в 30%, а при учете двадцати подшипников на пятиколесных роликах все это заметно снизит вес всей установки
-почти все колеса делаются под 608 подшипники, далеко не все - под 688, крайне редко встречаются колеса только под 688
-как правило, достойные колеса известных производителей будут в вариантах под оба типа подшипников
-переходники с 608 на 688 не настолько же эффективны, как и 688 подшипники в колесах соответствующего размера.

Количество шариков

-обычно в 608 подшипниках 8 шариков, а в 688 - 11, в сумме площадь контакта всех шариков в подшипнике 688 будет меньше, чем в 608, так как сами шарики в 688 подшипниках даже при большем их числе заметно меньшего размера, именно поэтому 688 подшипникам присущи лучшие скоростные качества - ускорение, поддержание скорости или накат - за счет меньшего сопротивления при работе (при всех остальных равных факторах - точности изготовления и типе смазки)
-более равномерное распределение шариков делает подшипник более жестким в плане передачи усилия и всех неровностей покрытия, возможность использования 688 на неровных покрытиях ограничена
-говорить однозначно о том, что 688 позволят ехать быстрее (максимальная скорость) нельзя, другое дело, что достигнуть ее 688 можно легче и быстрее, чем на 608 (ускорение), а также поддерживать ее таковой (накат)

Точность изготовления:

-за производство 688 подшипников обычно берутся серьезные компании, уже имеющие сложившуюся хорошую репутацию, ведь такие подшипники требуют изначально более точной изготовки и обычно стандартизуются вне системы ABEC, а точнее, чаще всего, с использованием "эталонов" titanium и swiss
-именно подшипники titanium и swiss, а не ABEC или ISO, даже с индексом 9, дадут существенные улучшения динамических характеристик за счет снизившегося трения
-в силу высокой точности 688 подшипники при длительном использовании без надлежащего обслуживания или в экстремальных условиях (например, брусчатка) могут быстрее выйти из строя, что моментально будет чувствоваться

Цены:

-как правило, аналогичные по уровню 688 подшипники стоят существенно дороже, чем 608 (например, 688 swiss micro и 608 swiss), причем даже у разных компаний
-такая разница объясняется большей сложностью изготовления микроподшипников с то же точностью, что и 608, хотя исключительно формально материалы те же и их нужно даже меньше на 688, чем на 608.

Керамика:

-в настоящее время производятся керамические подшипники обоих типоразмеров
-долгое время 688 подшипники, в отличие от 608, не были широко представлены в форме керамических - с керамическими шариками, а уж тем более в форме swiss ceramics, апофеоза точного машиностроения, что можно объяснить очень большой ценой таких подшипников
-micro swiss ceramics являются самыми лучшими подшипниками на рынке.

Возможность обслуживания:

-688 подшипники вне ABEC, как правило, будут легко обслуживаться за счет съемного щитка из углеволокна или других полимеров, также разделяющего шарики (совмещенный пыльник-барабан), а не обычного с-кольца
-хорошие 608 (тоже над ABEC) делают такими же, но, увы, они не так распространены
-для снятия такого пыльника-барабана требуется очень мало времени и усилий
-возможность легкого обслуживания обусловлена тем, что 688 подшипники, особенно на подобающей им жидкой смазке, для продолжения проявления своих свойств нуждаются в регулярном обслуживании: доливке смазки и ее смене с промыванием подшипника
-хорошие 608 подшипники на соответствующей твердой смазке существенно менее прихотливы, но и не будут обладать такими же скоростными свойствами.

Тип смазки:

-хорошие 688 подшипники, которые легко обслуживаются, обычно изначально на жидкой смазке, что дает прирост к динамическим характеристикам (при прочих равных - точности изготовления), в отличие от 608 подшипников, для которых основной смазкой служит твердая, иногда полужидкая (гель) и очень редко жидкая
-жидкая смазка может немного сопротивляться попаданию влаги, хотя и вымывается ею, таким образом, как и твердая, может лишь ограниченно применяться в дождь, но лучше взять для этого специальные 608
-жидкая смазка, предоставляя преимущества в скоростных свойствах, требует регулярной доливки в подшипники и более частой смены, чем твердая, в итоге делая 688 подшипники еще более капризными с точки зрения обслуживания

Вместо заключения:

Несмотря на то, что 688 подшипники, пожалуй, более подходят для быстрой езды, предоставляя возможность разгоняться быстрее и легче поддерживать, может быть, даже чуть большие скорости, сфера их применения ограничена. 688 мало применимы при катании по мокрому, грязному, неровному покрытию, особенно по "зернистому" асфальту. 608 за счет большего сопротивления при вращении лучше подходят для силовых тренировок. 608, как безусловный стандарт, просто найти. Именно 608 предпочитают ставить на "полные комплекты" многие производители, причем очень часто экономят именно на подшипниках (на хорошей готовой модели беговых роликов часто стоят неадекватные уровню подшипники). До сих пор есть колеса под 608, которые не собираются делать под 688, очень много 100 мм колес также есть только под 608.
 

 

        



При подготовке обзора применялись материалы сайта