Обслуживание




      Уход_за_подшипниками_всех_типов
      Обслуживание_НЕразборных_подшипников
      Обслуживание_подшипников

 

 

Уход за подшипниками всех типов

Подшипники -  важный элемент конструкции роликов: от них по-большей части и зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то многое ( для каждого свое), к чему мы стремимся слившись с роликами воедино.

Подшипникам достается сильнее всего: на них летит и мелкий песок с дороги, а иногда, когда дождь застает врасплох - и вода. Мелкие частицы песка попадают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают быстрый износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать. Человек с такими подшипами часто жалуется, что роллы "не едут", а друзья издалека узнают такого роллера по "шумовым эффектам".

Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно: смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает выполнять  смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать "всухую"... Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая "кончина" подшипника обеспечена. На конченых подшипах кататься удовольствия мало. Выводы делайте сами...

Поэтому, чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать.

Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных казусов.

  1. Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно частично разобрать.
  2. Очень не рекомендую по советам "бывалых":
    • пытаться промыть их не разбирая, впрыскивая в зазоры через трубочку жидкости и "супермасла" вроде "WD40", "Жидкий ключ" и прочие
    • просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и этим ограничиться
    • кипятить (варить) их в солидоле и т.п.

Несмотря на такие, казалось бы, разные попытки помочь железкам, итог всегда один:

  1. песок, остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь с песком не вымываются и новая смазка не закладывается:
  2. хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены

Если учесть, что комплект новых подшипников стоит в среднем 35-50$, то стоит немного о них позаботиться... Времени это занимает совсем немного, а расходов - грамм 200-300 бензина (технического или авто-).

Разборка подшипников

Чтобы обслужить подшипники, нужно:

  1. Снять колеса с рамы.
  2. Вынуть подшипники из колес, но в зависимости от конструкции втулок в ваших роликах, для этого нужно проделать разные операции:

Ознакомьтесь с картинками и определите какого вида втулки в ваших роликах. Кликните курсором под картинкой, чтобы получить инструкции.

Втулка состоит из 3-х частей: 2-х внешних и одной внутренней.  Короткая втулка - одна часть: находится внутри колеса между подшипниками. Снаружи ее не видно. При такой конструкции оси толще обычных - 8 мм в диаметре. Длинная втулка состоит из одной части: торец такой втулки виднен снаружи. Аналогичный вид имеет втулка-ось с резьбой внутри.

Итак, подшипники вынуты, обтёрты снаружи от грязи, теперь нужно выяснить, какие у вас в роликах подшипники: разборные или неразборные.

У разборных подшипников пылезащитная пластинка (пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме буквы -С-. Если пылезащитные пластинки на подшипниках закреплены таким образом, значит у вас разборные подщипники .

Кликните по картинке, чтобы получить большое изображение такого подшипника.

Разборный подшипник
 

Разбираем разборные подшипы

Нужно найти место разреза кольца, и с помощью тонкой иглы подцепить один край кольца. После того, как кольцо (пружина) выйдет из канавки пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки.

Подцепить кольцо Вынуть пластинку Части подшипника

 

Неразборные подшипники

Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены без С-образного стопорного кольца: завальцованы или запрессованы в канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные. Неразборный подшип Неразборный подшип

Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один пыльник, промыть подшипник, смазать его, и вставить его открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны подшипника предостаточно для его качественного обслуживания, ведь внутри колеса чисто - туда не летит пыль... Масса подшипников известных фирм так и продается - с одной крышкой.

Как снять пыльник с неразборного подшипника.

 Промывание

Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:

  • стекляная баночка с крышкой.
  • низкая емкость типа ванночки, вполне подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой бутылки (брать только от "Буратино" - бутылка от Pepsi не годится - поддержим отечественного производителя газировки!!).
  • деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом насадить подшипник.
  • 300-400 грамм бензина.

И конечно же, лучше этим заниматься на улице - запах все таки, да и... вне помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности; стоит помнить и об этом!

Для мытья лучше всего раздобыть бензин, и вот почему: он отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Я не советую пытаться использовать для этого различные растворители (646, 647, 650, "Р"), спирты, скипидар, керосин и др. - при их применении остатки старой смазки зачастую не растворяются, а "створаживаются", густеют, и их приходится вычищать потом зубной щеткой и другими подручными "приспособлениями".

Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на некоторое время... затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы, мутное дерьмо выливаем. Теперь берем низкую ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё подшипник, опускаем до половины его в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По мере вращения в бензине из подшипа вымываются оставшиеся в нём песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и увидите: некоторые экземпляры могут крутиться в бензине по 10-15 секунд!), можно браться за следующий, и так со всеми. Промытые подшипники складываем для просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.

Смазки

Для смазывания подшипников в роликах можно использовать:

  •  Пластичные на литиевой основе (GREASE)
  • Пластичная смазка
  • Жидкие (OIL )
  • Жидкая смазка

    Жидкие смазки СРАЗУ обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании (каждые 60-80 км пробега), и в целом, ресурс подшипников с их применением невысок.

    Из жидких смазок (OIL) в магазинах в основном встречаются: "TWINCAM RACING GEL", "KRYPTONICS F1 GEL", иногда "BLACKHOLE"; масла других фирм - реже.

    Не стоит применять жидкие смазки:

    • в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
    • в старых подшипниках.
    • для агрессива.

    Пластичные смазки вначале обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с жидкими). Но подшипники с пластичными смазками быстро раскатываются и их легкость вращения становится неотличимой от подшипников с жидкой смазкой. Кроме этого они обеспечивают намного больший ресурс работы подшипников, и лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.

    Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в автомагазинах - ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные

    Не стоит применять "наобум" автомобильные масла, авиационные, турбинные - это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные присадки, а они могут запросто "съесть" внутренности подшипников. Поверьте на слово!

    Лучше не пользоваться Солидолом - в состав солидола входит такой элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При разогреве подшипника вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, и остается только небольшой твердый комок загустителя...

    Универсальная для многих ситуаций жидкость - "WD40" (газированный керосин) - вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками - она достаточно шустро испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.

    Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких температурах (порядка 300 градусов) - и если ваши подшипники так разогреваются - то пожалуйста!

    Зачастую, некоторые роллеры настолько увлекаются "подбором" разного рода "экзотических" смазок, желая удивить этим то ли себя, то ли друзей, и видят именно в этом ключ для достижения наибольшей "катучести" или "повышенной" легкости хода, забывая при этом попросту совершенствовать технику своего катания.

    Стоит всегда помнить - никакие "хитрые" смазки не добавят силы и умения ногам!

    Обслуживание НЕразборных подшипников

    Принято считать, что неразборные подшипники живут недолго, и после некоторого срока службы их нужно выбросить и заменить новыми. Однако,  на самом деле они относительно неразборные, и могут служить столько же времени, как и разборные. Как подготовить к обслуживанию подшипники такого типа - читайте ниже...

    Разобрать для промывания и смазки можно любые неразборные подшипники для роликов. Абсолютно любые. На самом деле это не сложнее похода в магазин для покупки нового комплекта. И уж точно обойдется дешевле.

    Для этого я предлагаю совершить над ними "следующие действия".

    - с каждого неразборного подшипника нужно снять по одной пылезащитной пластинке (пыльнику), а затем, после промывки и смазывания вставить подшипники открытой стороной внутрь колеса. Ущерба подшипникам тут нет никакого - внутри колеса чисто и стерильно... Многие производители подшипников, догадавшись об этом, сразу комплектуют свои подшипники только одним пыльником: так поступают, к примеру: фирмы "Kryptonics" и "BlackHole EPS-System".

    Для разборки неразборных подшипников понадобятся: нож с тонким острым твердым острием и утконосы (пассатижи с узкими носами).

    Итак, лучше всего проделать эту операцию, не вынимая подшипников из колес - так намного удобнее держать все в руках.

    Наверняка многие из вас уже пытались ранее "сдернуть" пыльник с подшипника и ничего из этого не вышло... Наиболее распространенная ошибка - пытаться снять его, зацепляя пыльник со стороны большого кольца подшипника. Снять таким образом пыльник и в самом деле нереально.

    Я предлагаю поступить иначе: снять пыльник через щель между пыльником и внутренним (малым) кольцом подшипника.

    подцепляем пыльник
    Движение Первое:

    Держа нож перпендикулярно подшипнику, нужно вставить его острие между внутренним кольцом и пыльником; затем чуток отогнуть край пыльника движением ножа, опустив его ручку по радиусу к центру подшипника. Главное при этом - не зацепить ножом обойму-сепаратор, которая внутри держит шарики - т.е. при первом движении надо лишь немного зацепить пластинку-пыльник, введя нож в подшипник максимум на 2 мм.

    Движение первое
    Движение Второе:

    Поместив нож параллельно подшипнику, вставьте его в отогнутую щель, и вращательными движениями ножа отгибайте пыльник - будет похоже на вскрытие консервной банки, только с внутренней стороны.

    Движение второе
    Движение Третье:

    Внутренний край пыльника будет отгибаться, приподниматься и потянет за собой внешний край. Теперь его можно легко вынуть ножом. Если пыльник сделан из жесткого металла, то можно его поддеть и вытянуть за поднятый край утконосами.

    движение третье

    Вот и все. Теперь подшипник нужно вынуть из колес и заняться промыванием и смазкой. Не надо стопроц. верить тем, кто однозначно советует "просто купить новые да и все тут" - лично у меня весь процесс снятие колес-промывка-смазка-сборка занимает чуть более часа. В первый раз, конечно, у Вас вйдет подольше.

     

    Обслуживание подшипников

     
    Подшипникам свойственно засоряться.
    Главные враги подшипников - вода, пыль, песок. Определить, что подшипник засорился можно по характерному шуму и ухудшению ходовых качеств. Чайники продолжают ездить на грязных подшипниках. Богатые индивидумы покупают новые подшипники. Грамотные роллеры подшипники промывают и смазывают регулярно, не запуская их до критического состояния.

    Как это делается.
    Внутри каждого колеса два подшипника и втулка. Сначала подшипники нужно извлечь из колеса. Для этого удобно использовать специальный ключ. Если ключа нет, можно использовать подручные средства, подходящие по размеру.

    В зависимости от конструкции втулки, подшипник можно либо выдавить из колеса, либо выдернуть ключом.

    Подшипники бывают двух видов: разборные и неразборные. В разборных подшипниках пыльники закреплены при помощи стопорных колец, а в неразборных они завальцованы или запрессованы. Чтобы разобрать разборные подшипники, нужно вынуть стопорные кольца и снять пыльники. Стопорные кольца вынимаются при помощи обычной иголки.

    После этого пыльники легко снимаются.

    Для промывания подшипников используется бензин.

    1-я стадия промывания: Разобранные подшипники, металлические пыльники и стопорные кольца нужно бросить в ёмкость с бензином и поболтать. После этого пыльники и кольца отправляются на сушку, а подшипники отправляются на вторую мойку.

    2-я стадия промывания: необходима ёмкость для бензина с относительно широкими краями и небольшая палочка из материала, не растворимого в бензине, подходящего диаметра. Каждый подшипник по-очереди нужно надеть на палочку, опустить в бензин и вращать пальцем до тех пор, пока из него не удалится оставшаяся грязь, и он не начнёт вращаться свободно.

    После промывки подшипники следует просушить.

     

    Смазка.
    Смазка бывает дыух типов: жидкая и пластичная.

    Жидкая смазка может применяться для подшипников класса точности ABEC-5 и выше. Она сразу обеспечивает максимальную лёгкость вращения. Однако она так же быстро и расходуется. Поэтому, если вы хотите использовать жидкую смазку, вам придётся обслуживать подшипники очень часто.

    Мы рекомедуем вам использовать смазки пластичные. Для достижения максимальной лёгкости вращения после смазки подшипники придётся немного (примерно в течение недели) «раскатывать», но зато смазывать подшипники достаточно раз в сезон и это дешевле. Пластичная смазка подходит для любых подшипников. Смазки в подшипник нужно закладывать небольшое количество: примерно 30% от свободного объёма внутри подшипника.

     

    Виды смазочных материалов.

    Жидкая смазка иногда продаётся в специализированных магазинах в специальных тюбиках или шприцах (например «TWINCAM RACING GEL», «KRYPTONICS F1 GEL»).

    Пластичную смазку можно купить в автомагазинах. Подходит Литол-24 или его импорные аналоги:

    • «Shell»: Alvania 3, R3, Cyprina 3, RA
    • «Mobil»: Mobilux 2, 3, EP2, EP3; Mobilgrease MP
    • «British Petroleum»: Energrease L2, LS3
    • «Exxon»: Beacon 3
    • «Castrol»: Castrol LM, LMX
    • «Agip»: Agip F1 CR MU3; Agip F1 CP FC3
    • «Teboil»: Multi-Purpose Grease
    • «Texaco»: Hytex EP-2
    • «Unocal 76»: Multiplex Red Grease 2
    • «Valvoline»: General Multi Purpose Grease

     

    Неразборные подшипники тоже можно обслуживать. Для этого нужно выковырять и выкинуть один пыльник.

    Делается это так.... С внутренней стороны подшипника пыльник аккуратно подцепить ножом (вставлять нож неглубоко! Иначе можно повредить начику с шариками) и достать пыльник. Он погнётся и придёт в негодность. Но не расстраивайтесь, т.к. он вам больше не пригодится. После промывки и смазки подшипник вставляется открытой стороной в колесо и функционирует дальше. То, что одного пыльника не будет, пусть вас не смущает: подшипник к стенкам колеса прилегает плотно, и грязь туда не летит. Промывать и смазывать в соответствии с инструкциями, указанными выше.

     



    При подготовке обзора применялись материалы сайтов http://www.rollerov.net/main_file.php/Maintenance/