Колеса




 

Классификации_колес
Характеристики_колес

Классификации колес

По размеру:

-80 мм (самые распространенные; стандарт)
-82.5 мм (промежуточный вариант между 80 и 84, обратите внимание, что иногда забывают .5 мм, оставляя 82; производится, например, Labeda)
-84 мм (почти что стандарт для спринта в сочетании 5*84)
-88 мм (пока только Bont Cragar)
-90 мм (довольно редкий размер для комбинаций 4*90; производится Hyper (Mach 2 90), Arco и Belotti - Hornet series, скоро будет производится Labeda специально для Mogema M95 RR 4*90))
-95 мм (пока только Roxa)
-100 мм (уже стандарт для марафона для 4*100)
-125 мм (пока только Arco)

По жесткости и направлению применения:

-для катания в помещениях

-мягкие (88-89A)
-средние (90A)
-жесткие (91-93A)

-для катания вне помещений

-мягкие (80-81A)
-средние (82-83A)
-жесткие (84-85A)
-супержесткие (88A) (колеса для езды вне помещений от Explore Elire Racing)

По материалу диска:

-пластиковый нецельный спицевый
-пластиковый нецельный с отверстиями (колеса Matter)
-пластиковый цельный (новшество Labeda - GFC = Gas Filled Composite Core; также на Matter)
-металлический (алюминиевый от Rollerblade Xtra Lite Alu 80 мм 82А 2002 года и 100 мм от Xenan и Monoframe, алюминиевый от TNT Korea)
-карбоновый цельный (Hyper 100 mm)

Для разных погодных условиях:
(для колес для эксплуатации вне помещений)

-сухо и холодно ("мягкие" колеса или "средние" по жесткости в зависимости от температуры, но можно также использовать и "жесткие", предварительно прогрев их)
-сухо и тепло (чем большая температура - тем более жесткие колеса понадобятся, даже 85А при сильной длительной нагрузке на хорошо нагретом покрытии может немного "плавиться")
-дождь (редчайший пример "всесезонной резины" - K2 All seasons wheel 78/24 мм, не имеет рейтинга жесткости)

По совместимости диска с подшипниками:

-под 608 (с переходниками можно использовать под 688 и под 698)
-под 688 (только под 688)
-под 698 (только под 698)

По профилю:
(как правило он почти одинаковый среди резины одного размера)

Для колес Matter:

-1 (лучший накат)
-2 (лучшее сцепление)
-3 (лучший контроль над скоростью)
 

Характеристики колес

Диаметр.

В миллиметрах. Большие колеса дают большую амортизацию (гашение мелких неровностей) и устойчивость, а также более высокие скорости, хотя меньшую маневренность, а также могут весить больше. Часто самые большие 100 мм колеса, а также иногда и 84 мм колеса - это лишь покрытые большим слоем "резины" обычные диски от 80 мм или 84 мм колес. Постепенно производители колес отказываются от таких решений. Для таких вариантов верно утверждение, что они дольше прослужат - там больше материала, которые можно "скатать", но в любом случае есть некоторый предел износа, после которого ощутимо снижаются свойства колес. Хорошие колеса от известных производителей имеют специально разработанный диск для соответствующего размера колеса, например Hyper Mach 2 (100 мм) или Bont Cragar (88 мм), или Rollerblade Xtra Lite Alu (80 мм). Для таких колес говорить о зависимости размера и срока службы, а также веса не приходится. Конечно же, любой производитель стремиться сделать наиболее износостойкие колеса, но для колес для скоростного катания важны и другие характеристики: скорость, отдача, способность хорошо держать дорогу, маневренность, контроль и устойчивость. С увеличением диаметра, как правило, совсем немного уменьшается толщина, тем самым снижается также и сопротивление при движении. Именно поэтому лучше всего ставить именно те колеса, под которые рассчитана рама.

Жесткость.

Для измерения жесткости полиуретана и некоторых других полимеров используется условная шкала от 0 до 100 с индексом "А". Больше "А" - более жесткое колесо. Жесткость металла измеряется той же шкалой, но с буквой "R", например, металлические колеса уже покинули скоростное катания, как и деревянные. Жесткость определяет то, насколько колесо будет "сминаться" при воздействии на него: с одной стороны это передача усилия от ноги через ботинок и раму, с другой - амортизация неровностей (также зависит от диаметра). Более жесткое колесо лучше передает усилия, меньше амортизирует, меньше изнашивается (хотя это также зависит от добавок к полиуретану - базовому веществу "резины" колеса - и производителя), сохраняя перечисленный свойства при катании в жаркую погоду, а также с таким колесом будет больший контроль при катании (меньше времени уходит на "реакцию" резины). Не обязательно более жесткое колесо хуже держит дорогу - имеет меньшее сцепление, здесь тоже очень многое зависит от производителя, а точнее его "формулы" для "резины". Жесткость можно определить "для себя" путем сжатия колеса даже руками или наблюдения за его падением на различные поверхности (опыты со столкновениями упругого и неупругого тел из классики физики).

Площадь контакта с поверхностью.

Все колеса для любого вида скоростного катания имеют при той же стандартной толщине меньшую площадь контакта с поверхностью, за счет более "заточенного" профиля. Сбоку верхняя и нижняя грань колеса более напоминает эллипс, а не окружность обычного колеса. Благодаря этому можно развивать большие скорости, но в жертву некоторым другим характеристикам. Это не означает существенного снижения устойчивости, особенно на больших скоростях, так как потоки воздуха при быстрой езде "стабилизируют" вертикальное положение колеса. Также такая "заточка" позволяет при толкании, когда ботинок, а с ним рама и колеса наклонены получить, наоборот, большую поверхность контакта с поверхностью, то же происходит при резких поворотах и торможении. Более того, такая заточка позволяет чуть-чуть сэкономить вес по сравнению с не "заточенным" колесом, а при высокой жесткости также сохранять прекрасный контроль. Большая "заточка" профиля - больше скорости и не меньше маневренности. Естественно, такие колеса требуют некоторого привыкания.

Отдача.

Дополнительная к жесткости характеристика. Происходит от английского rebound. Определяет в основном, сколько энергии колесо "теряет на себя" при передаче усилия, то есть собственно эфективность передачи усилия. Используется для отчасти субъективной оценки информативности колеса с одной стороны и еще скорости передачи усилия, а также, например, времени до начала маневра или просто того, как хорошо колесо "чувствует" дорогу, с другой. Можно "подвести" к ней и прочие параметры колеса. Применяется в основном для сравнения самых лучших колес от разных производителей с прочими одинаковыми характеристиками. Пример: колеса Labeda Hybrid 84 мм 85А (под 608) в момент срыва при избыточном на них давлении во время чрезмерно резкого поворота не "цепляются" за асфальт в попытке удержаться в отличие от Hyper Hyperperformance +G 84 мм 85А (под 688), которые начинает "лихорадить". Если отбросить разницу в дисках (первые под 608, а вторые под 688 подшипники), то можно говорить, что у второго колеса большая отдача, чем у первого. С другой стороны, первые дольше держат дорогу в таком экстремальном случае, чем вторые. Что лучше? Ответ неоднозначный, зависит от стиля выбирающего. Еще раз, обратите внимание, что эта характеристика носит отчасти субъективный характер, ее нельзя "померить" напрямую, как диаметр. Да, есть некоторые общие мнения групп людей, но это остается мнением, а не фактом. Для очень грубого сравнения степени отдачи колес одного производителя с одинаковой жесткостью можно воспользоваться описанным выше методом: наблюдать за столкновением колеса и некоторой поверхности. Считается, что выше отлетевшее (после падения) колесо будет обладать лучшей отдачей.

О низкопрофильной "резине".

Вслед за автомобильной промышленностью, колеса для скоростного катания также появляются с большими дисками под меньшие подшипники с меньшим количеством резины. Это позволяет добиться меньшего веса, существенно больших скоростей, большего контроля, устойчивости и маневренности, большей отдачи колеса, но за меньший комфорт. Это лучшие колеса для скоростного катания в любом его виде.

О дисках:

Диски могут быть обычными, а могут быть "сплошными", для большей устойчивости на больших скоростях. Последнее время все больше внимания уделяется особенностям этого компонента, за счет большего диска можно снизить вес, одновременно увеличив его прочность, используя другие (не пластик) материалы, увеличить жесткость всего колеса, за счет этого получить большую маневренность и контроль, а также лучше передавать усилия для еще больших скоростей. Примером того снова служат уже приведенные выше колеса.

Немного о производителях: как и в случае подшипников часто одним фирмам делают колеса другие компании, и при этом иногда на колесах стоит маркировка той фирмы, для которой они сделаны. Пример: Fila использует для своих лучших моделей колеса Hyper такого цвета, который характерен именно Fila, компании Arco колеса делает Xvil, а Belotti и Hornet wheels почти одно и то же.

Пятно контакта.

Пятно контакта определяет площадь непосредственного контакта материала колеса с поверхностью, по которой происходит движение. Эта характеристика зависит от свойств материалов колеса и прежде всего его жесткости. При большей жесткости пятно контакта при движении по прямой будет меньше и потеря скорости из-зи трения на границе колесо-покрытие будет соответственно меньше. В данном случае движение происходит на апексах колес. Для улучшения сцепления во время ускорений, торможений и маневров профиль колес очень сильно "затачивается". В таком случае в описанных ситуациях площадь контакта колеса с поверхностью будет знаительно увеличена за счет "заостренного" апекса колеса - боковых граней скоростного профиля колеса. Освоение граней колес для резких маневров, стремительных ускорений и торможений требует соответствующей подготовки и достигает максимума эффективности при сочетании с низким ботинком.

Вместо заключения: характеристики колеса тесно переплетены друг с другом. Колеса для любого типа скоростного катания в идеале должны обладать следующими характеристиками: при наибольшем диаметре и наибольшей жесткости иметь наименьший вес за счет большого прочного диска, сохранять маневренность, позволять развивать огромные скорости, иметь хорошую отдачу и устойчивость, а также позволять иметь адекватный контроль. Это во многом достижимо, за счет абсолютно сниженного комфорта. Таковы "расплата" за контроль над скоростью.
 



При подготовке обзора применялись материалы сайта